Новости Кабуто Якуши: Граница реальности и аниме

от 18 октября
{_google_reklama_728x90_}

В 1986 году американский ученый Эрик Дрекслер, считающийся одним из отцов нанотехнологий, в своей книге «Машины созидания» применил термин «серая слизь». Явление, описанное этим словосочетанием, в принципе, было теоретически известно и ранее, многократно встречаясь в различных фантастических произведениях, но именно концепция Дрекслера стала популярной — во многом потому, что описывала не что иное, как конец света. «Серая слизь» — это совокупность наноботов-репликаторов в салоне штор, способных создавать себе подобных из любой подвернувшейся материи и запрограммированных на безостановочное размножение. По сути, «серая слизь» в понимании Дрекслера — абсолютное оружие, способное поглотить всю Землю.

Но Дрекслер, конечно, не был первым. Истоки самовоссоздания. Тема саморепликации неоднократно поднималась в научной фантастике задолго до Дрекслера. Хорошо известна классическая повесть Анатолия Днепрова «Крабы идут по острову» (1958), в которой ученый создает крабоподобных роботов, способных воспроизводить самих себя из любого металла, и вывозит их для испытаний на уединенный остров в океане. Правда, он недооценивает степень самообучаемости «крабов» — с каждым новым поколением они становятся все совершеннее и опаснее, а затем убивают своего создателя. Схожую конструкцию — самовоспроизводящегося робомуравья — описал в рассказе «Ночная погоня» американский фантаст Нильс Нильсен в 1964 году.

В кино эта тема появлялась еще чаще — можно вспомнить и третью «Матрицу» с бесконечно клонирующимися копиями агента Смита, и серию «Футурамы», в которой робот Бендер создал бессчетное количество экземпляров самого себя, и легендарный индийский фантастический фильм «Робот» со схожим сюжетом.